Более 40 лет назад в СССР начала развиваться
Теория реше-
ния
изобретательских задач (ТРИЗ).
Сейчас ТРИЗ находит все
большее распростронение во всем мире. В чем сила
этой теории, в
чем отличие от знаменитых методов: мозгового штурма и морфоло-
гического нализа?
Известно более 30 методов поиска новых технических
решений
и активизации технического творчества. Основные из них
можно
разделить на
два класса. К первому классу
относятся методики,
направленные на психологическую активизацию
творчества. Это ме-
тод мо гового штурма и его модификации
(А.Осборн); синектика
(В.Дж.Гордон);
метод фокальных объектов...
Принципиальный не-
достаток
методик этого класса
- непригодность при решении
достаточно трудных задач, так как поиск технического решения
осуществляется пу ем перебора вариантов. Ко второму классу от-
носятся методики систематизации перебора вариантов. Это - мор-
фологический
анализ (Ф.Цвикки); метод
Р.Коллера; метод конт-
рольных вопросов.
Принципиальный
недостаток этих методов
-
отсутствие
правил отбора наи олее предпочтительных сочетаний
вариантов решений.
Общее во всех методиках первого
и второго
класса состоит в том, что они субъективны. ТРИЗ нельзя отнести
к какому-либо из этих классов, потому-что есть принципиальное
отличие: в этой теории на первом месте объективное,
т.е. техни-
ка, на втором месте субъективное, т.е. человек.
Основное положение ТРИЗ заключается в том, что
технические
системы возникают и развиавются по объективным
законам, которые
можно
выявить и сознательно использовать для решения изобрета-
тельских задач, прогнозирования развития техники.
Например, вывод из главного закона ТРИЗ
гласит: "Конечная
цель развития технических систем - достижение
идеальности, т.е.
когда системы нет, а функция ее выполняется."
Только в
ТРИЗ процесс решения
изобретательских задач
рассматривается как выявление, анализ и разрешение технических
противоречий.
Пример технического противоречия:
Для распилки алмаза используют сверхтонкую дисковую
пилу.
Техническое противоречие: диск должен быть тонким, чтобы
как можно меньшее количество алмаза пошло в
отход, и должен
быть толстым, чтобы не гнуться. ТРИЗ прекрасно справляется с
любыми противоречиями.
Большое распространение в мире получил
функционально-стои-
мостной анализ (ФСА) - эффективный метод
совершенствования про-
дукции. Но в ТРИЗ этот метод получил широчайшее
развитие, и те-
перь можно говорить о совершенно новой методике -
ФСА на базе
ТРИЗ. Э а новая методика не только устраняет
проблемы и удешев-
ляет продукцию,
но и прогнозирует развитие технических систем.
Достоверность прогнозов ФСА на базе ТРИЗ
приближается к 100%.
Решение задач по ТРИЗ характеризуется следующими
признака-
ми:
1. Методика планомерно, во всех случаях, выводит на мно-
жество решений, в том числе и идеальное.
2. Решаются задачи из любой области техники.
3. Значительная скорость решения задач.
4. Во многих
случаях решение оказывается дешевым (идеаль-
ным).
Все это делает возможным постановку решения задач
на "кон-
веер".
Именно поэтому ТРИЗ активно начинают применять за
рубежом.
Заключены десятки контрактов на решение проблем в
различных об-
ластях техники,
контракты на обучение
работников иностранных
фирм ТРИЗу.
За право представлять изобретающую машину, в основе кото-
рой лежит
ТРИЗ, на международном рынке борются
фирмы Канады и
Франции. Американские эксперты оценивают ТРИЗ, как
методику ре-
шения изобретательских задач, в 300 миллионов
долларов.
Новые экономические законы позволили начать
массовое расп-
ространение теории ТРИЗ не только в СССР, но и за рубежом. Од-
нако, кузница кадров ТРИЗ, разработчиков ТРИЗ
остается по-преж-
нему в Союзе.
|